Об искусстве и формах искусства в образовательном процессе школы 

Об искусстве и формах искусства в образовательном процессе школы 

Добрый день, уважаемые коллеги! Через несколько дней наступит 1 Сентября. Мы снова увидим своих учеников, начнем одаривать  их россыпями знаний, настраивать  струны их души так, чтобы они звучали в унисон с доброй, милосердной мелодией жизни..

Владимир Семёнович Высоцкий  писал: «Счастье-это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу другого человека …. И  мы тоже, коллеги, путешествуем в мир души  своих учеников. И я  искренне желаю, чтобы  Ваши путешествия были наполнены гармонией, буйством ярких красок, эмоциональным богатством.

Бесспорно, наша педагогическая деятельность –это искусство, а уроки-разные формы искусства,  подчинённые одной цели: формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина. Именно поэтому тема моего выступления звучит так: «Об искусстве и формах искусства в образовательном процессе школы».

В наше время перед учителями-словесниками поставлены большие задачи, которые требуют от гуманитарных предметов усиления их воспитывающего потенциала. Литература как искусство словесного образа-особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью. Приобщение через литературу к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей-необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

К сожалению, в последнее время ощущается снижение заинтересованности  детей в чтении. Эта причина побуждает к поиску новых форм работы, которые бы гармонично и разнообразно воздействовали  на весь духовный мир учеников, активизировали как мысль, так и чувство, формировали полноценный художественный вкус.

Повторю, что наша педагогическая деятельность-это искусство, а сама образная природа искусства основана на эмоциональном восприятии жизни. Впечатления должны взволновать, пройти через душу и сердце, чтобы потом воплотиться в слове. Именно поэтому многое зависит и от личности учителя, его душевной тонкости, эмоциональности чтения и речи. Нашим современным  ученикам так нужен взлёт чувств, высокий душевный подъём, эмоциональность. Именно в школьном возрасте душа особенно  открыта для восприятия жизни.

Потребность в яркости, необычности урока ощущают и сами ученики. Именно поэтому урок-концерт, урок-сказка, новелла, урок-монтаж, композиция, путешествие, исследование, дебаты, дискуссия вызывают такие яркие мысли и сильные чувства.

Сама форма подобных уроков берётся методикой литературы  из арсенала искусства. Сказка, концерт, новелла, композиция – привычные термины разных видов искусств Эмоциональный настрой, сила воздействия на аудиторию, разнообразие эстетических впечатлений отличало урок-концерт в 5 классе, посвящённый Дню Матери, «Есть особый талант-талант материнства». Как приятно было наблюдать за волнами эмоций на лицах матерей учеников, за искренними желаниями детей удивить своих родных выразительным чтением стихотворений, проникновенным пением. «Мама-это  редчайшая драгоценность», «Мама, словно солнышко,  согревает любовью» - написали дети после концерта.

Трепетный рассказ, не лекция, а именно рассказ, близкий к художественному, в образной форме вводящий учеников в мир писателя-творца – основа урока-новеллы по сказкам А.С.Пушкина   «Сказка-ложь, да в ней намёк…». Урок имел продолжение-создание театрализованного сказочного калейдоскопа с героями сказок Пушкина, участие в конкурсе сказок.

Тонкое соединение художественного слова, звучащего комментария, дневников, писем, проясняющих историю создания, замысел, идейный смысл произведения были свойственны уроку-композиции по творчеству Михаила Зощенко «Жизнь смеётся и плачет». Вместе с учителями литературы ученики разных параллелей нашей школы включились в сопереживание, соразмышление с автором в процессе подготовки этого действа.

Эмоционально-образные формы урока приобщают учеников к творчеству многосторонне: попытка  создания сценария концерта или композиции, творческое знакомство с  критической литературой, отбор стихов, их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональной впечатление. Также такие уроки помогают учителю индивидуализировать работу, учитывать интересы учеников, реализовать их склонности и возможности.

Интересны уроки-исследования. Ролевая игра, театрализация-диалог героев произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», ситуативный анализ вызвали познавательный интерес к изучаемому материалу, желание дискутировать.

Бесспорно, использование элементов театра на уроках очень важно. Театр-это лучшая школа жизни, дающая повод для работы мысли и чувства, театр-это прежде всего искусство действия.  Даже герои названы «действующими лицами».  Что они хотят, к чему стремятся, о чём мечтают? На эти вопросы ученики ищут ответы вместе с героями пьес. В прошлом году в нашей школе произошло удивительное событие – появление театральной студии «Алые паруса», руководителем которой стала Второва Т.А.  У нас появилась возможность наблюдать за игрой героев различных сказок, миниатюр, спектаклей «Золушка», «Морозко». Вместе с руководителем театра, артистами, учениками создавали уроки-обсуждения, творческих дополнений, где в роли режиссёров, критиков выступали, конечно, дети.

Использование разных форм искусства на уроках помогает зажечь искры интереса, пробудить мысли и чувства, увидеть разные грани жизни Именно поэтому путешествия в души моих любимых  учеников делают меня счастливой, учат «любить искусство в себе», искусство, которое  превращает обычный школьный урок, школьную жизнь  в праздник.

Автор:  Марина Мартышева
Источник: